Интересные факты о ксеноне, которых вы не знали!

На нашем сайте есть немало статей о ксеноне и ксеноновых фарах, это и неудивительно, если учесть популярность такого типа ламп. Ксенон, как и все популярное и востребованное, обрастает мифами, о которых я уже писал, а также вызывает массу вопросов, на которые, я также, отвечал в этой статье.

Сегодня решил поделиться интересными фактами о ксеноне, которые, уверен, вы не знали. Усаживайтесь поудобнее, будет интересно, поехали!

Немного истории

Первая ксеноновая лампа была установлена на BMW 7 в далеком 1991 году. Сами же лампы были созданы и испытаны несколькими годами ранее. Причем ксеноновые фары были доступны для "семерки" лишь опционально, то есть за дополнительную плату.

Кто был первым?

Многих, в том числе и меня, интересует имя создателя или название бренда, который впервые создал ксеноновую лампу. Так вот, отвечаю, история здесь довольно сложная и запутанная, так как в разработке революционного источника освещения участвовало большое количество людей из разных компаний. Среди брендов, которые приложили усилия, можно выделить: Hella, Bosch, Osram, Thorn, Lucas и конечно же Philips. Почему конечно же? Потому, что именно под этим брендом на свет появилась первая в мире ксеноновая лампа с маркировкой D2S. Сам проект носил название VeDiLiS (Vehicle Discharge Lighting System). Почему именно Philips было решено отдать право присвоения лавров первооткрывателя и создателя, неясно, возможно именно эта компания приложила максимальные усилия или просто выкупила это право у других, менее именитых компаньонов. Ну да ладно...

Почти как солнце!

Ксеноновая лампа не имеет нити накаливания, поэтому срок ее службы гораздо выше по сравнению с галогенками. Вместо нити накаливания в ксеноновых лампах светится одноименный газ ксенон, который при нагревании излучает яркое свечение с оттенком от белого до голубого. Цветовая температура ксеноновых ламп составляет 4300 °К, в то время как у галогена это значение равно всего лишь – 2800 °К. Этот параметр очень важен, так как он определяет эффективность и интенсивность источника освещения. Кстати, ксеноновое свечение очень близко по данному показателю к солнцу, которое имеет цветовую температуру порядка 5-6 тыс. °К.

Сколько служит "сеня"?

Срок службы газоразрядной лампы в среднем варьируется от 3 до 4 тыс. часов активной работы. Данный показатель очень зависит от качества самой лампы, а также условий эксплуатации. Для сравнения галогенные собратья могут похвастаться показателями от 500 до 1000 часов работы.

Кто горячее?

Поскольку галогенка использует нить накаливания для свечения, то большое количество энергии, примерно 40 % уходит на нагрев лампы, в то время как у ксенонового аналога этот показатель равен всего лишь 7 %. То есть, ксенон практически холодный и можно сказать не нагревается.

Кто прожорливее?

Ксенону необходимо напряжение порядка 35 Вт энергии, в то время как для галогенной лампочки требуется порядка 55 Вт.

Больше света!

Мощность светового потока ксенона составляет 3200 Лм, против 1550 у галогена. Отсюда делаем вывод, что ксенон не только ярче и холоднее, но и ко всему прочему менее энергозатратный. То есть, практически идеальный источник освещения. Но, не забывайте, что прогресс не стоит на месте и пока мы радовались ксенону, в мире появились светодиоды, лазерная и матричная оптика, которая уже активно вытесняет ксенон.

Эксплуатация

Во время эксплуатации автомобиль и все его механизмы постоянно страдают от вибрации, которая поступает не только от двигателя, но и от колес. Из-за плохих дорог срок службы многих ламп сокращается в разы, так как нить постоянно подвергается колебаниям. В свою очередь у ксеноновых источников освещения нечему колебаться, они лишены нитей накаливания, следовательно не подвержены таким рискам и служат гораздо дольше. В общем и целом, ксеноновые лампы более выносливы к различным физическим воздействиям, нежели их нитевые предки.

Недостатки

Дорого! Если говорить о минусах, то первое, что приходит в голову — это стоимость. Цена галогенки в разы ниже по сравнению с ценой ксеноновой лампы. Но, не все так однозначно! Если взять в учет вышеперечисленные плюсы (срок службы, эффективность, дальность свечения, и т. д.), то можно сделать вывод о том, что цена, в принципе, обоснована и по большому счету окупается за время более длительной эксплуатации. К примеру, можно сравнить ЧБ телевизор и плазму. Сегодня ЧБ не только ничего не стоят, они даже не выпускаются, всем нужны более эффективные и более инновационные цветные LED-панели и никому нет дела до того, что ЧБ дешевле, все покупают «плазму», потому что она красивее и лучше. Вот такой, может и не самый лучший, но пример.

Какая температура свечения считается оптимальной?

Как я уже говорил, свечение ксеноновой лампы варьируется в диапазоне от 3200 °К до 8000 °К, однако оптимальной считается температура 4300 °К, это практически белый свет с желтоватым оттенком. Лампы с температурой 5000 °К имеют идеально белое свечение, 6000 — это белый свет с голубым отливом. Последние, кстати, по мнению многих автомобилистов, отлично подходят для дальнего света.

Замена парой или по одной?

Если одна лампа перегорает или начинает светить фиолетовым или розовым (почему это происходит расскажу в след. пункте), ее надо заменить, а вместе с ней и вторую лампу. По логике, менять то, что еще работает, конечно же, не хочется, однако важно понимать несколько важных моментов. Во-первых, за срок своей службы лампы теряют порядка 20% своей эффективности, что сказывается на яркости свечении. Во-вторых, обе лампы работали одинаковое количество часов, поэтому если одна вышла из строя, то скорее всего и вторая очень скоро выйдет из строя, и по "закону подлости" это произойдет ночью и где-нибудь за городом. Поэтому, если перегорела одна — меняем две!

Розовый или фиолетовый оттенок

Те, кто не первый год имеет дело с ксеноном, знает, что, если одна или две фары начали подсвечивать каким-то из вышеперечисленных оттенков, следует готовиться к скорой замене ламп. Все дело в электрической дуге, цветовая температура которой постоянно возрастает, в следствие чего свет становится белее и ближе к завершению своего срока службы, а это примерно 3000 часов, может приобретать фиолетовый или розовый оттенок. За этот период химические соединения заключенные в колбу постепенно разрушаются, а расстояние между электродами увеличивается. Важно понимать, что основной износ ксеноновых ламп происходит во время включения, и чем их больше, тем быстрее происходит износ ламп.

Обкатка

Ходят слухи будто бы для того, чтобы ксеноновая лампа начала светить так как должна, необходимо какое-то время. Это действительно так, причем бывает так, что после покупки две фары могу светить немного по-разному и не на полную мощность. Этот период, который длится примерно первые 10-15 часов, называют "обкаткой". По истечению этого времени лампы выходят на пик своей эффективности и светят одинаково согласно заявленным параметрам. Поэтому не стоит пугаться и бежать в магазин менять "бракованные" лампы.

Откуда берется цветная полоса на светотеневой границе и что это значит?

Голубая или желтая полоса на краю границы свечения фар имеет сложное название — хроматическая (цветовая) аберрация и зависит она от той или иной конструктивной особенности оптики. Сам водитель как-либо повлиять на ее появление или исчезновение не может, хотя нет ничего невозможного... В отдельных случаях решит вопрос можно полной разборкой и заменой отдельных моделей линзованной оптики. Причина такого эффекта довольно сложна и связана с еще одним сложным словосочетанием — хроматической аберрацией в дисперсии стекла.

Дисперсия – это разновидность коэффициентов преломления, которая у разных световых волн — своя. В результате своеобразного преломления света, который проходит через линзу, меняется цвет, который можно наблюдать. В автомобильной оптике такой эффект не относят к неисправностям и не считают дефектом, а появляться он может как на дорогой, так и на дешевой оптике. Кому-то это нравится, а кому-то нет, есть даже те, кто готов платить деньги за фары с подобным эффектом, и наоборот.

На этом у меня все, спасибо за внимание, напишите в комментариях какие факты о ксеноне вам больше всего понравились, а также расскажите о тех, которые знаете вы. Если статья вам понравилась, поделитесь ею со своими близкими в соц. сетях, используя для этого специальные кнопки, расположенные ниже!

Текст: ФараИнфо

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *